О мраморе
МРАМОР
Название «мрамор» происходит от латинского marmaros, что означает «сияющий камень». Мрамор — кристаллическая горная порода, состоящая в основном из минералов кальцита или доломита. Мрамор образуется из известняка и других карбонатных пород под действием высоких температур и давления. Породы мрамора бывают полностью раскристаллизованы (собственно мрамор) или частично раскристаллизованы (мраморовидные известняки). По величине зерна различают мелко, средне и крупнозернистые разновидности мрамора. Наибольшей прочностью, износостойкостью и долговечностью обладают мелкозернистые разновидности мрамора. Тесная взаимосвязь зерен обеспечивает долговечность и износостойкость пород.
По цвету мрамора делятся на белые и цветные (розовые, желтые, серые, голубые, зеленоватые, красноватые, черные, коричневые, а также различные сочетания этих цветов). Цветному мрамору свойственно наличие прожилок, представляющих собой трещины, заполненные природными цементами. Наиболее ценной разновидностью является чистый, белый статуарный мрамор, который используется для изготовления скульптур.
Мраморные конгломераты и брекчии состоят из различных галек и кусков природного щебня, скрепленных известковым цементом; им свойственна пестрота цвета. В мраморном ониксе ценится просвечиваемость.
Мрамор прочен, достаточно износостоек, плотен, декоративен, хорошо обрабатываются и легко принимают полировку.
- Объемная масса колеблется от 2,3 до 2,6 т/м3
- Пористость от 0,6 до 3,3%
- Прочность на сжатие от 30 до 153 МПа
- Твердость по шкале Мооса от 2 до 5 (в зависимости от состава)
Мрамор в руках скульптора
МРАМОР – красивый и прочный материал, часто окрашенный камень издавна высоко ценился у всех народов. Статуи из мрамора словно светятся изнутри, пробуждая высокие чувства и благородные устремления. Разнообразие окрасок мрамора, варьирующих во всех цветах и оттенках, определяет богатые декоративные возможности камня, и в этом отношении с МРАМОРОМ не может сравниться никакой другой материал. Великолепные качества мрамора для художественных работ связаны с зернистым строением. разнообразной расцветкой и способностью легко принимать совершенную полировку.
Мрамор во всех разновидностях обладает особым очарованием. Удивительная чистота снежно-белого мрамора вызывает впечатление чего-то недосягаемого и неземного… Нет другого камня, который был бы таким чисто белым, словно только что выпавший снег. Зеркально-блестящий черный мрамор вызывает траурное и вместе с тем торжественное настроение. А как возбуждают фантазию бесчисленные пёстрые мрамора с зелёными, красными, лиловыми, голубоватыми и других цветов жилками и пятнами! Невероятно пышны и декоративны красные и жёлтые мрамора!
Несмотря на значительную прочность, мрамор довольно легко обрабатывается инструментами – пилой, резцом, сверлом и пр. Благодаря зернистому строению мрамора не растрескивается. За исключением слоистых трещиноватых пород мрамора. Окончательная обработка шлифовальными и полировальными машинками придает поверхности мрамора зеркальную и блестящую полировку.
Для изготовления скульптуры нет лучшего материала, чем белый мрамор. В таком мраморе сочетается и прочность, и нежность. А белизна скульптуры кажется одухотворенной, если в мраморе проявится розоватый или желтоватый оттенок.
По материалам В. И. Лебединского “В удивительном мире камня” , г. Москва, 1985.
Примеры современного мраморного искусства
Скульптор – Фабио Виале, Италия http://www.fabioviale.com/
Лучший КАРРАРСКИЙ МРАМОР – СТАТУАРИО, пропускает свет на глубину 3-4 см, ПАРОССКИЙ – на 3,5 см. Просвечиваемость МРАМОРА обусловлена одинаковой ориентировкой кристаллов кальцита. Открытие КАРРАРСКОГО МРАМОРА, несомненно, содействовало расцвету искусства в Древнем Риме. Одним из обязательных условий развития искусства является наличие в стране подходящего материала. Древние египтяне использовали для колоссальных изваяний ГРАНИТ и не менее твёрдый – БАЗАЛЬТ. И уже по этой причине не смогли достичь высот древнегреческого искусства, главным материалом которого был легко обрабатываемых МРАМОР. Правда, из крепкого ПЕСЧАНИКА древние египтяне изготовляли чудесные скульптуры, как например, бюст царицы Нефертити, но в целом, этот камень не нашёл широкого применения в скульптуре.
По материалам В. И. Лебединского “В удивительном мире камня” , г. Москва, 1985.